Страх мистики и религии

Высотные работы мытье окон альпинисты вымоем до блеска Верим, потому что боимся, Страх как одна из причин религиозной веры Тезисы Человек всегда чего-то боялся. Пятьдесят тысяч лет назад он боялся саблезубых тигровмахайродов и пещерных медведей, в средние века - чумы и наскоков кочевников, сейчас — ядерной войны и СПИДа. Есть и страхи постоянные, неизменные на протяжении всей истории - перед смертью, болью, одиночеством, неизвестным. В психологии страх характеризуют как эмоцию, связанную с осознанием потенциальной опасности и реакцией избегания. Из причин страха выделяют две категории: Страх перед сверхъестественным давно привлек внимание противников божественных теорий происхождения религии. Традиция видеть в основе религии страх пошла, наверно, от Демокрита. Он объяснял происхождение религии невежеством и страхом перед грозными явлениями природы. Эпикур в качестве основной причины религии считал страх перед смертью и бессилие людей перед неизбежностью.

Религия и страх

Это связано прежде всего с такими трагическими событиями как первая и вторая мировые войны. Возведение смерти в Абсолют выросло до масштабов гигантского социального явления, стало феноменом массовой культуры. Взять хотя бы эти фильмы ужасов. Да и не только они. Обыкновенный фильм, не относящийся к разряду фильмов ужаса. На протяжении полутора часов в нем совершается множество убийств и притом с легкостью необыкновенной.

Страх является предметом рассмотрения и как феномен религиозный. О связи страха с религией писали практически все упоминающиеся в данной.

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли.

Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический. Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги.

. : Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предрекающие катастрофический исход человеческой цивилизации. Пугающие перспективы развития мировой цивилизации, глобальные проблемы, природные катаклизмы, неизвестные ранее и неожиданно возникающие вирусы — все это не вносит в жизнь современного человека уверенности в завтрашнем дне. Лучшим подтверждением тому служит глобальный экономический кризис, потрясший основы мировой экономической системы и поколебавший потребительские идеалы современного общества.

Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями

Введение к работе Актуальность темы исследования. Проблема страха и его влияния на жизнь каждого индивида в частности и всего общества в целом ставилась и решалась и прежде, однако век стал эпохой, которая отмечена крайней перевозбужденностью и беспокойством -социокультурные условия возникновения, спектр, масштабность, вариации страхов стали иными. Проведение данного исследования диктуется потребностью в осмыслении качественно нового этапа в эволюции понимания страха.

Теперь это понимание во многом строится через призму современного состояния культуры - постмодерна, которое выражается не в последнюю очередь в уязвимости и нестабильности. Привлекательность и ужас положения переплетаются во фразе: Современный человек чувствует себя незащищённым, несмотря на то, что столько создал для своей безопасности.

религиозного феномена как результата длительного и длящегося .. отчуждение верующего человека от Природы и биосферы, страх перед.

Санкт-Петербургский государственный диссертационного совета кандидат философских наук Н. Н Михашпокова Общая характеристика работы Актуальность исследования. Одним из центральных моментов методологии является метод реконструкции философских и патристических теорий страха, который продиктован спецификой материала и сравнительно малой разработанностью исследуемой проблемы Теоретическая и практическая значимость исследования.

Основные положения диссертационной работы были апробированы на научных конференциях и симпозиумах, разработки используются в курсах лекций по этике, религиозной этике По теме исследования опубликовано 12 статей общим объемом 3 пл Диссертация обсуждалась на кафедре философии и культурологии Тульского государственного педагогического университета Структура диссертационного исследования. Этико-философские основания феномена страха 1. Этимологические истоки феномена страха 1.

Экзистенциальный и психологический подходы к определению сущности страха Глава 2. Категория страха в этико-философских учениях античности 2. Категория страха в системе ценностей античной этики 2. Этико-философские особенности типологии страха в античной культурной и философской традиции 2. Страх в патристическом учении о нравственности 3. Антропологические и сотериологические основания учения о страхе в патристике 3.

Этическая трактовка страха-боязни страхования в патристике Введение диссертации год, автореферат по философии, Пустовойт, Юлия Владимировна Актуальность темы исследования Традиция определения страха в качестве базового понятия, традиционно характеризующего человеческое бытие, известна с древних времен.

Феномен страха

Хочу сразу оговорить, тут не будет рассматриваться содержательная составляющая религиозных учений. Также не должно интересовать, какая религия самая правильная, и кто какой вклад внес в радости и горести человечества. Текст посвящен исключительно причинам, механизмам и внутреннему устройству религиозного феномена. Человек Теория разума , она же модель психического состояния человека, она же теория разума последний термин самый некорректный, но он же и самый звучный , - способность человека опознавать как свои собственные псхические процессы, так и психические процессы окружающих людей.

Подход к объяснению сущности и происхождения религии всегда определяется .. диктату бессознательного, есть религиозный феномен. процессами и общественными отношениями, бессилие и страх перед.

Сейчас, когда мы интенсивно познаем Запад, нам открывается картина существования поистине несчастного. Не случайно тема страха с таким успехом обыгрывается в искусстве. Хичкока выражают глубинное качество культуры. Недавно он рассказал мне, как в е годы был в Москве и обедал в доме секретаря их посольства. И за столом, желая сказать что-то существенное, собеседники обменивались записками. Вслух не говорили - боялись подслушивающих устройств КГБ.

Я не мог в это поверить и потратил целый час, добиваясь, чтобы мой друг точно воспроизвел ситуацию и объяснил причины этого страха в кругу образованных, неглупых и немолодых людей. Это был болезненный разговор, мой друг страшно разволновался, вообще выглядел странно. Его мучило, что он не мог подыскать ответа на простой вопрос: Ведь если ты боишься, то должен иметь хоть какой-то образ опасности.

Оказалось, что у той компании солидных дипломатов и философов такого образа просто не было, страх был внутри них и не имел очертаний. У нас произошел примерно такой диалог:

Сколько стоит написать твою работу?

фобии и страхи Боязнь мистических и религиозных явлений в современном мире кажется пережитком средних веков. Ведь современная наука, прогресс цивилизации ушли далеко вперед с тех времен, когда люди всерьез верили в ведьм и потусторонних существ. Однако, все не совсем так. Ритм современной жизни, высокие требования социальной конкуренции, необходимость быть высоко развитым интеллектуально вносят свою лепту в человеческую жизнь.

Далеко не каждый индивид способен отвечать всем требованиям существования в ультрасовременном мире.

ФЕНОМЕН страха В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ. Шабалкина Людмила Алексеевна. студент 3 курса, кафедра социальной.

Перейти на страницу книги Продолжим пример Витгенштейна и рассмотрим белое пятно на белом листе бумаги, на который падает тень от другого предмета. Мы видим темное пятно, которое образовано не разницей в цвете пятна, а тенью, то есть разницей в освещенности. В данном случае мы можем говорить не о черном пятне на белом листе бумаги, а о тени предмета на белом листе бумаги. В этом случае темное пятно есть, но нет различия в химическом составе красок.

Образ Витгенштейн мыслит как тень предмета, упавшая на сетчатку глаза, как образ, созданный проекцией предмета. Отношение образа к действительности такое же, как отношение тени к предмету, его отбросившему. Он как тень — нерасчленим. Можно лишь расчленить предмет, ее отбрасывающий, и тогда она разделится сама. Поэтому в образе должно быть столько же различимых частей, сколько их в предмете.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

Перейти к загрузке файла Религиозный страх Начнем с чувства религиозного страха. Страх можно испытывать по самым различным поводам. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания[1]. Если человек испытывает страх в связи с реальной опасностью, которая ему угрожает, то этот страх в какой-то мере оправдан, он играет роль сигнализатора, мобилизует человека.

При этом обычно вступают в действие другие чувства, которые должны как-то нейтрализовать чувство страха, вытесняя его.

Феномен религии и религиозности: концептуализация основой религии является не чувство страха перед богом, a чув- ство любви к богу. Подобно.

Психологические проблемы бывших членов сект. После выхода из секты такие люди абсолютно убеждены, что их духовное тело распалось, и они постепенно умирают. Если после выхода из секты человек не получает психологической поддержки профессионала и не проходит курс психологической реабилитации, его мучения продлеваются на неопределенно долгое время.

С помощью друзей или семьи он склеивает себя по кусочкам и продолжает жить, но пока он не поймет суть технологии реформирования сознания, не узнает о привитых ему фобиях, он не сможет жить полной жизнью свободного человека. В первые месяцы после выхода из секты бывшие последователи страдают тяжелыми формами депрессии и видят жизнь в черном свете. Они замечают только плохое и трактуют все события только негативно. Психическая травма убивает надежду на счастливое будущее.

В это период им нужно помочь осознать, что при всех негативных обстоятельствах они приобрели в секте жизненный опыт. Они стали сильнее, сумели пройти через все испытания, а это укрепило их дух. Теперь наступает этап, когда они должны реализовывать себя как личности. Кроме того, бывшие члены сект крайне зависимы от чужого мнения. Они утратили самостоятельность мышления, у них нет собственного мнения, они ждут руководства.

Им нужно, чтобы кто-то их направлял.

1.1. Истоки изучения религии

Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями Понедельник, Июль 05, г. Религиозное помешательство как отдельную болезненную форму очертил В. Бредовое поведение характеризуется борьбой с бесовским наваждением, нанесением себе тяжелых повреждений. Взгляд психиатров на религиозные феномены достаточно широк. Крайняя точка зрения высказана немецким психиатром . Отечественные психиатры в своих оценках не были столь категоричны.

Четыре исследования, проведенные среди представителей шести религиозных конфессий, показали, что люди, регулярно.

ледует отнести психическую сторону некоторых устойчивых стереотипов человеческого поведения: Повторяющиеся акты религиозного поклонения вырабатывают соответствующие привычки, перерастающие в традиции, передаваемые от поколения к поколению. Все это откладывается в сознании верующих в виде соответствующей потребности к повторению культовых действий.

Среди верующих есть немало таких, религиозность которых проявляется почти исключительно в совершении ими религиозных обрядов. У подобных людей нередко отсутствуют твердые религиозные убеждения, они слабо знакомы с религиозным вероучением. Однако многие из них регулярно ходят в церковь, отмечают религиозные праздники. Этот обрядовый традиционализм чаще всего встречается у православных и старообрядцев, гораздо реже - у баптистов и других сектантских групп.

Религиозность подобных людей неглубока, но тем не менее сложившиеся у них стереотипы религиозного поведения обладают значительной прочностью. Для их преодоления бывает недостаточно разъяснить историческое происхождение праздников и обрядов, показать их подлинный смысл и характер. Отметив основные особенности религиозной психологии, мы должны более подробно рассмотреть центральный, определяющий компонент сознания верующего человека - религиозную веру.

История мировых религий. Часть 1. Религия как общественный феномен. Леонид Мацих.